Житие священномученика Фаддея

Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился в семье сельского священника в Нижегородской губернии (с.Наруксово Лукоянского уезда).

После окончания Нижегородской семинарии будущий архиерей поступил в Московскую Духовную Академию.

Несколько лет Ивана Васильевича одолевали сомнения о том, нужно ли принимать монашество. Незадолго до окончания им Академии Троице-Сергиеву Лавру посетил о. Иоанн Кронштадтский; Иван Васильевич причащался вместе с другими студентами Академии и записал в тот день в дневнике: «За благодарственной молитвою видеть пришлось выражение лица, которое со смущением только вместил слабый ум… Это было лицо ангела! Здесь одно небесное житие и нет ничего земного».

Незадолго до принятия священного сана о. Иоанн, прозрев его будущее, сказал ему Евангельскими словами: «Аще любиши Мя… паси овцы Моя… егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси; аможе хотел еси: егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши.».

Через год после окончания Академии (в числе лучших 4-х студентов) Иван Васильевич принимает монашество с именем Фаддей в честь св. апостола Фаддея, а затем священный сан и получает назначение в Смоленскую духовную семинарию преподавателем логики, психологии, философии и дидактики. Через год его переводят в Минск на должность инспектора Минской Духовной семинарии и преподавателя Священного писания.

Вместо благодарности за свои труды иеромонах Фаддей был переведен в Уфимскую Духовную Семинарию на должность преподавателя основного, догматического и нравственного богословия. Здесь, в Уфе, иеромонах Фаддей пишет и защищает свою богословскую диссертацию «Единство книги пророка Исайи», составившую ценный вклад в русскую богословскую науку.

В июне 1901 г. состоялось открытие в Уфе епархиальных педагогических курсов для учителей церковных школ, на которые иеромонах Фаддей был назначен преподавателем общей дидактики, Закона Божия и славянского языка. Курсы проходили каждый год в летнее время. Для учителей церковно-приходских школ иеромонах Фаддей написал «Записки по дидактики (общей методике Закона Божия и славянского языка)» (изд. в 1902 г.), чтобы каждый преподаватель мог пользоваться его советами и вне курсов. В своих записках он ясно и твердо заявил, что основой обучения и подлинного просвещения является христианство, что любая форма воспитания и преподавания вне этого фундамента развращает человека, убивает его душу и сердце.

В 1902 году иеромонах Фаддей был возведен в сан архимандрита, а затем назначен на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии. Теперь в его обязанности входило и преподавание, и управление, и редактирование «Олонецких епархиальных ведомостей». Он часто совершал богослужения и много преподавал. В Петрозаводске в то время были за- ведены воскресные религиозно-нравственные чтения, охватывавшие самые различные проблемы и стороны жизни. Архимандрит Фаддей часто выступал, собирая большие аудитории; он умел удерживать внимание слушающих, приспосабливая беседы к духовному и образовательному уровню слушателей.

Летом архимандрит Фаддей проводил курсы для учителей церковно-приходских и земских школ Олонецкой епархии. Шесть лет своей жизни отдал архимандрит Фаддей Олонецкой епархии. Здесь же он получил известие о том, что его рукополагают во епископа Владимиро-Волынского. В прощальной речи, обращенной к отцу ректору Фаддею, было отмечено, что никто не слышал от него никогда резкости, колкости, ничего обижающего, отношения с ним были очень просты, а двери его дома были открыты для всех, нуждающихся в совете и помощи.

Свое новое служение епископ Фаддей начал в 1908 году в возрасте 36 лет, понимая свое новое назначение «как подвиг пасения стада Христова». На новое место служения он приехал на занятые в долг деньги, без прислужников и почти без багажа, привезя с собой только иконы.

На новом месте владыка Фаддей не оставил своего попечения об учащейся молодежи, организуя и здесь летние педагогические курсы. На курсах читались лекции по методике преподавания, проводились образцовые уроки по всем школьным предметам.

В сентябре 1916 года состоялся перевод епископа Фаддея на Владикавказскую кафедру в связи с болезнью епископа Владикавказского Антонина.

1917 год застал епископа Фаддея во Владикавказе. Его пребывание здесь произвело неизгладимое впечатление на паству. После увольнения на покой епископа Владикавказского Антонина, православные Владикавказа просили церковные власти оставить епископа Фаддея, но его вернули на Волынь. В 1919 году архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский) оставил епархию и уехал за границу, и епископ Фаддей стал правящим архиереем Волынской епархии, ввергнутой во все ужасы оккупации, междоусобицы и разрухи. В его лице жители получили бесстрашного защитника всех, кто несправедливо преследовался властями. После захвата Волыни большевиками покинувшие Россию петлюровцы некоторое время строили планы создания на Украине повстанческого движения. В 1921 году чекисты приступили к уничтожению повстанческого движения на Волыни. По доносу епископ был арестован. И, несмотря на защиту местных жителей, его переправили в Харьков. Отпустили владыку только через несколько месяцев с таким предписанием: «Выслать епископа Фаддея в распоряжение Патриарха Тихона с правом жительства только в одной из центральных северных губерний РСФСР и Западной Сибири со взятием подписки о регистрации в органах ЧК…».

На следующий день после освобождения из Харьковской тюрьмы владыка Фаддей прибыл в Москву, где принимал активное участие в работе Священного Синода при Патриархате. Служил большей частью на Валаамском подворье.

В марте 1922 г. большевики приступили к изъятию церковных ценностей, начались новые гонения на церковь: аресты и расстрелы. Был арестован и владыка Фаддей. Через полгода было составлено обвинительное заключение, в котором предписывалось подвергнуть епископа Фаддея административной высылке в пределы Зырянской области сроком на один год как политически вредный элемент.

Из Москвы владыку Фаддея вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) перевезли в тюрьму во Владимир и поместили в камеру с уголовниками. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на митрополита Кирилла удручающе. Владыка Фаддей был же спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а митрополит Кирилл сидел в тоске и отчаянии, владыка взял его за руку и сказал: «Для нас настало настоящее христианское время: не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте, Христос ведь с нами». Митрополит почувствовал, как будто по его руке бежит какой-то огненный поток. Все сразу изменилось, на душе стало спокойно и радостно. Митрополит поцеловал владыке руку, благодаря Бога за дар утешения, которым владел владыка Фаддей.

Когда закончился срок ссылки, владыку направили в Астрахань. Владыка жил некоторое время в большой крестьянской избе на окраине города. Приехавших за владыкой посланцев из Астрахани поразила общая скудость обстановки и бедность одежды владыки: в комнате стояла железная кровать, у окна – стол и стул. Зато привела в восторг аскетическая внешность, застенчивость и кротость. В конце беседы положили пакет с деньгами на предстоящие расходы. Владыка густо покраснел, смутился и, отодвигая пакет, сказал: «Что вы, что вы, зачем же деньги, я приеду, приеду», – и им стало неловко, как будто сделали что-то очень непристойное или обидное.

Где бы не жил владыка Фаддей, он не имел ничего своего. Давали ему обед – ел; не давали – не просил. По приезде в Астрахань верующие женщины принесли новое сшитое белье, а староста храма святого Владимира, заметив старые заплатанные сапоги, принес хорошую теплую обувь. Все это владыка тут же роздал нищим. Св. Патриарх Тихон считал владыку Фаддея святым. Астраханским делегатам, приехавшим в Москву по поручению владыки Фаддея, св. Патриарх Тихон сказал такие слова: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей святой человек. Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражаются на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа».

Владыка Фаддей приехал в Астрахань в разгар обновленчества. Обновленцы захватили половину церквей и два монастыря. Часто действовали обманом, приписывая приходы к обновленцам без ведома прихожан. За все время пребывания в Астрахани владыка ни одного слова не сказал против обновленцев публично, но пример его личности, его жизни был красноречивее любых слов. И многие возвращались в лоно Православной Церкви. Под влиянием этого примера покаялся в грехе раскола идеолог астраханских обновленцев священник Ксенофонт Цендравский.

В Тверь владыка Фаддей был переведен в 1928 году. Он снимал дачу неподалеку от Твери (в селе Пречистый бор) и ездил туда поработать.

По свидетельству келейницы владыки, Веры Васильевны, архиепископ носил вериги.

Многие, видя праведную жизнь владыки, приходили к нему за благословением прежде, чем что-либо предпринять. И всегда получали конкретный ответ «да» или «нет». Еще при жизни владыка был наделен даром прозорливости и исцеления.

Служил владыка Фаддей чаще всего в храме Вознесения. Когда его отобрали, перешел служить в Покровскую церковь после того, как ее отобрали, служил в храме иконы Божией Матери Неопалимая Купина; когда закрыли и этот, стал ездить за Волгу на Волынское кладбище в единоверческий храм.

Наступил 1936 год. Власти отбирали у православных последние храмы. По всей Тверской епархии ездили обновленцы, требуя от настоятелей передачи церквей обновленцам. Но духовенство, зная наставления своего архипастыря относительно обновленцев, не поддавались ни на уговоры, ни на угрозы. Тогда власти лишили владыку регистрации и запретили служить в последнем незакрытом храме.

Летом 1937 года начались массовые аресты. Было арестовано почти все духовенство Твери и области. 20 декабря 1937 года сотрудники НКВД пришли арестовать владыку Фаддея. Обыск проводился всю ночь до 5 часов утра, перерыли весь дом, но ни денег и ничего ценного не нашли. Взяли духовные книги, тетради с записями, фотографии.

Архиепископа поместили в камеру с уголовниками, которые издевались над ним. Они подводили его к стене и забирались нему на плечи, чтобы достать до окна. Затем заталкивали его под нары и совали под нары консервную банку, наполненную нечистотами, называя банку кадилом. Владыка с кротостью и смирением нес свой крест, непрестанно молясь. Сама Царица Небесная вступилась за него. Однажды ночью она явилась главарю уголовников и приказала: «Не трогайте святого мужа, иначе все лютой смерть погибните». Наутро главарь рассказал свой сон товарищам, и все бросились под нары посмотреть, жив ли святой старец. Из под нар их осиял ослепительный свет. Вытащив владыку, все попросили у него прощения и больше его не трогали. Люди эти остались живы молитвами св. Фаддея, хотя некоторые из них прошли войну.

Через 10 дней после ареста Тройка НКВД приговорила архиепископа к расстрелу. Владыка Фаддей был казнен 31 декабря 1937г. Рассказывают, что владыку утопили в яме с нечистотами.

После его смерти тюремный врач предупредила православных, что вскоре владыку повезут хоронить. На кладбище повозку с телом встретили две женщины, которые видели, куда положили владыку. Тело опустили в яму в нижней одежде.

Весной 1938 года после Пасхи женщины тайно раскрыли могилу, положили тело в простой гроб. Одна из них вложила в руку владыке пасхальное яйцо. На могиле поставили крест и сделали надпись, но вскоре все было уничтожено властями. Храм, стоящий на кладбище, разрушили. Уничтожили большую часть памятников и крестов, и место погребения владыки было утрачено.

Мощи св. Фаддея были обретены через много лет, 26 октября 1994 года в день празднования Иверской иконы Божией Матери. А в феврале 1997 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Архиепископа Фаддея к лику святых для общецерковного почитания.

Память его празднуется:

  • в день мученической кончины 31 декабря (н.с) и
  • в день Ангела – 3 сентября (н.с).
Просмотров: 242