Житие священномученика Фаддея (Успенского)

Священномученик Фаддей (Успенский), уроженец села Нарусково, Нижегородской губернии. Окончил духовную семинарию и академию. На принятие им монашества повлияла ниспосланная ему Богом беседа с праведным Иоанном Кронштадским, прозревшим его будущее служение. Занимал должности инспектора, состоялся как преподаватель духовных дисциплин. Написал несколько сочинений по различной тематике: «Записки по дидактики (общей методике Закона Божия и славянского языка)», «Проповеди», «Единство книги пророка Исаии». В 1921 году на Волыни подвергся преследованию из-за ложного доноса за связь с Петлюрой. После нескольких месяцев заключения был выслан ЧК в распоряжение Святейшего Патриарха Тихона. В 1922 году снова арестован, выслан как политически вредный элемент на один год. С 1928 года служит в Вознесенском соборе города Твери. В Твери православные люди любили владыку. Часто его карету сопровождало много верующих, и люди, завидя издали Архиепископа, кланялись ему, а он, остановив пролетку, благословлял народ. Возил владыку один и тот же извозчик.

Властей раздражала любовь народа к Архиепископу Фаддею. Часто бывало, когда извозчик подъезжал к дому владыки, к нему подходил чекист и говорил: – Не езди больше с владыкой, а то мы тебя убьем. Незадолго перед своим арестом Архиепископ Фаддей сказал извозчику: – Не бойся, смерти не надо бояться, сегодня человек живет, а завтра его не будет. Не прошло и недели после этого разговора, как извозчик скончался.

1936 год. Власти отбирали у православных последние храмы. Обновленцы ездили по Тверской епархии, требуя от настоятелей храмов передачи их обновленцам. Но духовенство, хорошо зная своего архиепископа-подвижника и его наставления относительно обновленцев, не поддавались ни на уговоры, ни на угрозы. 29 сентября 1936 года власти лишили Архиепископа Фаддея регистрации и запретили ему служить, но владыка продолжал служить в последнем храме за Волгой.

Власти продолжали гонения на православных. Отобрали Вознесенскую церковь, Архиепископ перешел служить в Покровскую; после того как и ее отобрали, он ездил в храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Когда закрыли и этот, владыка стал ездить за Волгу в единоверческий храм, где служил во все воскресные дни и в праздники.

20 декабря 1937 года арестован сотрудниками НКВД. Он обвинялся в том, что «являясь руководителем церковно-монархической организации, имел тесную связь с ликвидированной церковно-фашистской организацией в г. Кашине (участники которой в числе 50 человек приговорены к высшей мере наказания) давал задания участникам на организацию и насаждение церковно-монархических групп и повстанческих ячеек, по Карельскому национальному округу через своего посланца священника Митрофана (Орлова), (давшего показания под пытками), осужденного к ВМН – расстрелу, осуществлял руководство по сбору средств на построение нелегального монастыря и руководил организацией систематической агитации».

Находясь в заключении подвергался унижению от сокамерников, которым во сне явилась Пресвятая Богородица и заступилась за Своего угодника.

31 декабря того же года казнён - утоплен в яме с нечистотами. Мощи обретены в 1994 году. В феврале 1997 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Архиепископа Фаддея к лику святых. Как светильник неразумно оставлять в шкафу, но должен светить всем в доме, так и сей угодник Божий не был сокрыт от мира. Став епископом, он не изменил взятому на себя подвигу, сурово постился и много молился, всю свою жизнь, вверив Богу.

Он был человеком святой жизни, образом кротости, смирения и чистоты. О его духовных дарованиях пишут в воспоминаниях его современники:

  • по свидетельству митрополита Кирилла (Смирнова) владыка Фаддей обладал необыкновенным даром утешения и прозорливости;
  • по свидетельству прихожан города Астрахани - совершенным нестяжателем, постоянно пребывая в глубоком смиренномудрии;
  • стойким борцом с обновленческим движением; по свидетельству Святейшего Патриарха Тихона - человек необыкновенный, редкий, святой жизни, Светильник Церкви, а крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражалось на его здоровье;
  • по свидетельству идеолога обновленчества в Астрахани священника Ксенофонта Цендровского, приносящего публичное покаяние в грехе раскола - владыка Фаддей имел дар чистоты нравственного духа, безмолвно обличающего все сокровенные и явные греховные устремления в людях;
  • по свидетельству многих прихожан Вознесенского собора города Твери, владыка обладал даром прозорливости и исцеления, имеющий великую любовь Христову ко всем приходящим;
  • по свидетельству его келейницы, владыка носил вериги, ранившие тело, употреблял простую пищу;
  • по свидетельству всех знавших владыку, в его образе паства видела молитвенника и подвижника, подобного древним русским святым.  

Память его празднуется: в день мученической кончины 31 декабря (н.с) и в день Ангела – 3 сентября (н.с).